#1
23.05.2012 05:56
Город: Новосибирск
Карма: 386.23
Товары народного потребления в Сибирь в основном импортируются. Местным производителям зачастую нечего предложить крупным торговым сетям, кроме туалетной бумаги и подушек. В результате из Сибири вывозится не только нефть и газ, но и «потребительские» деньги населения.

«Кризис был глубокий, и мы «упали» больше, чем многие страны, из-за того что у нас однобокая экономика. Она 70 лет так складывалась… Дело в том что то, что мы производили (и руками махать не надо), было никому не нужно, потому что наши галоши никто не покупал, кроме африканцев, которые должны были по горячему песку ходить. У нас была оборонка — классная, сильная, и первый спутник, и первый человек в космосе — это достижения советской власти, которыми мы все гордимся… Но товары народного потребления… Где они были? Их не было. Давайте не будем друг другу врать и народу. Народ-то знает, что было и чего не было», — заявил недавно, не скрывая эмоций, президент Владимир Путин.

О чем он напомнил? Об известной проблеме, которую Россия получила в наследство от СССР и не решила до сих пор. В советской экономике производству средств производства (товаров группы А, предназначенных для производства других товаров) уделялось первостепенное внимание, из-за чего к излету эпохи КПСС станков и машин в стране выпускалось на порядок больше, чем товаров, предназначенных для личного потребления. «В советские времена наш завод выпускал 12–15 видов электродвигателей. И делал их в таких количествах, что я сегодня не понимаю, кому они были нужны даже теоретически. Только одного типа двигателей завод выпускал 650 тысяч штук в год. Сейчас весь общий рынок бывшего Советского Союза оценивается в 100 тысяч штук. В общем, куда-то они все девались, и так происходило долгие годы», — удивлялся в интервью «Эксперту-Сибирь» гендиректор томского ОАО «Сибэлектромотор» Константин Нотман. И его комментарий весьма показателен.

После распада СССР недоразвитость сектора, выпускающего товары группы Б (предназначенные для личного пользования), особенно в Сибири, стала тем более очевидной. И хотя на обычном вроде бы ширпотребе держатся многие развитые страны, предпочитающие «свои» велосипеды и мебель импортным аналогам, в России продукция повседневного спроса, да еще сделанная местными производителями, до сих пор в диковинку. Особенно на полках крупных сетевых ритейлеров. Торговые гиганты, активно захватывающие потребительские рынки в регионах Сибири, теоретически могли бы стать средством развития местной промышленности, ориентированной на внутренний спрос. Пока этого не происходит. Но, конечно, совсем не по вине торговли.

Совсем легкая промышленность

В сентября 1985 года постановлением ЦК КПСС и Совета Министров СССР была принята Комплексная программа развития производства товаров народного потребления и сферы услуг, рассчитанная на 1986–2000 годы. К тому времени стало очевидно, что людям нужны не танки и самолеты, а простые вещи, помогающие обустроить личное пространство.

Исторически сектор товаров народного потребления (ТНП, подразделяются на продовольственные и непродовольственные, к последним относятся товары культурно-бытового, хозяйственного назначения, продукция легкой промышленности) развивался на условиях нелюбимого пасынка. Одежда, обувь, косметика, мебель — все то, что создавало быт, идеологически не должно было присутствовать в жизни советского гражданина в изобилии. Легкая промышленность (ткани, трикотажные и швейные изделия, обувь), а также производство товаров культурно-бытового и хозяйственного назначения (радиоприемники, магнитофоны, телевизоры, холодильники, стиральные машины, автомобили, мотоциклы, велосипеды, различные кухонные машины, машины для механизации труда в личных подсобных и садовых участках, мебель) существовали в качестве придатков тяжелой индустрии. И создавались зачастую лишь с целью обеспечения обмундированием и продовольствием рабочего класса. Ассортимент выпускаемой ими продукции был не широк, да и качество страдало. В течение долгого времени население стояло в очередях за импортными стенками и ездило в Москву за конфетами и духами. Те, кому удавалось за бешеные деньги достать у фарцовщиков импортные джинсы или сапоги, могли считать себя королями мира.

Сегодня ситуация изменилась. У населения появились деньги, местная промышленность не смогла удовлетворить спрос на товары повседневного спроса, и поэтому сектор ТНП почти целиком был занят импортом. Если посмотреть на динамику объемов потребительского рынка в одной только Новосибирской области, которая считается логистическим центром как минимум всей Западной Сибири (здесь сосредоточены основные точки оптовых и розничных продаж), станет очевидно, что рост сектора продолжается (см. таблицу 2). Так, за 2011 год в сегменте розничной торговли непродовольственными товарами объем рынка составил 212, 4 млрд рублей, что выше показателей 2010 года на 13, 2%. По приблизительным прикидкам, больше половины этой суммы приходится на долю импорта и явно не остается в экономике региона. Получается, что из Сибири теперь «качают» не только нефть и газ, но и деньги населения.

Несколько лет назад потребительский рынок Сибири вступил в стадию переформатирования. Сюда пришли крупные торговые сети — Auchan, Metro Cash&Carry;, LeroyMerlin и IKEA. Принесенные ими стандарты обслуживания и форматы торговли, естественно, понравились сибирякам, которые стали закупать продукты, мебель, садовую утварь, сантехнику и так называемый ширпотреб именно в этих магазинах. Все иностранные гиганты, заходя на рынки регионов Сибири, декларировали желание работать с местными производителями. Очевидно, что для многих местных игроков попадание на полки таких сетей было не просто заветной мечтой, но гарантией стабильного и планомерного развития. Однако, по нашим ощущениям, сквозь жесткое сито ритейлеров пробились лишь единицы компаний, выпускающих ТНП. Это не значит, что таких производств в Сибири не существует, продажи могут идти по многим другим каналам — от обычных рынков до собственных магазинов. Но мы исходили из следующей логики: если местный игрок становится поставщиком крупных сетей, значит, он достигает определенного уровня развития собственного бизнеса. Для сетей важны объемы поставок, стабильность, качество продукции. Понятно, что под такие требования может подпадать либо крупный производитель, либо нишевый игрок, выпускающий, к примеру, туалетную бумагу. «Доля продукции местных товаропроизводителей в ассортименте ритейла варьируется, как правило, в зависимости от различных факторов и может составлять от 5 до 60 процентов. При этом в среднем товары региональных производителей обычно занимают около 20–30 процентов «на полках» сетей», — резюмирует аналитик ИК «ФИНАМ» Анна Мишутина.

Почему так происходит? В Сибири нет достаточного количества производителей ТНП, удовлетворяющих стандартам крупных сетей? Или последние просто не проявляют интереса к работе с местными компаниями, предпочитая централизованные закупки? Чтобы ответить на эти вопросы, журнал «Эксперт-Сибирь» отправил запросы в четыре выше названные сети. Ответили нам только Auchan и Metro Cash&Carry; . Это печально, поскольку в их ассортименте очевидно преобладают продукты питания, а нас интересовал сектор ТНП, продажи которых ведутся в непродовольственных магазинах, в том числе формата DIY. Однако LeroyMerlin и IKEA о местных поставщиках и производителях нам рассказывать отказались. «Условия нашего сотрудничества с тем или иным поставщиком представляют коммерческую тайну, которую мы не считаем возможным раскрывать в одностороннем порядке», — ответили нам в пресс-службе IKEA в России. Известно лишь, что основным производителей «рекламных» карандашей для IKEA и LeroyMerlin является ООО «Сибирская карандашная фабрика», расположенная в Томске. В прошлом году этот уникальный завод поставил более 20 млн чернографитных карандашей в российские отделения IKEA и еще 2 млн — в магазины LeroyMerlin (эта продукция, как правило, выкладывается бесплатно на входе с логотипом фирмы-заказчика).

Чтобы понять, действительно ли все так плохо, мы сравнили данные иностранных гигантов со списком крупного сибирского ритейлера — компании «Посуда-центр». В нем оказалось больше местных производителей, но все-таки их доля в общем котле все равно вышла незначительной. Значит, дело не только в том, что сибирские компании, выпускающие товары повседневного спроса, не удовлетворяют жестким стандартам иностранцев. Их просто очень мало, они невелики, не блещут ассортиментом и не развиваются.

Пищевка и перчатки

Судя по тем данным, которые нам удалось собрать, в ассортименте крупных сетей доминируют лишь местные производители продуктов питания. Так, на сотню здешних поставщиков продуктов Auchan приходится только десяток производителей ТНП. Примерно такая же пропорция и в магазинах Metro Cash&Carry; (см. таблицу 1). И такой расклад не сенсация. Во-первых, завозить в сибирские магазины продукты, особенно скоропортящиеся, из Европы — явная нелепость. Во-вторых, пищевая промышленность, как известно, одна из немногих отраслей, переживших в последние годы и бурное развитие, и консолидацию, и модернизацию. Ведь есть люди не перестанут никогда, особенно свежие продукты, которые и поставляют в сети местные производители (во многих товарных группах, правда, местные лишь номинально, как в молочной промышленности, почти целиком поделенной между Pepsi и Danone). «Metro работает с более чем 300 сибирскими поставщиками. Товары местных поставщиков представлены во всех продовольственных категориях сети (мясо, рыба, овощи и фрукты, молочная продукция, деликатесы, хлебобулочные изделия, бакалея, кондитерские изделия, консервы, напитки, алкоголь). Среди поставщиков как крупные компании, так и небольшие ИП», — прокомментировала нам ситуацию руководитель по корпоративным и внешним коммуникациям Metro Cash&Carry; Оксана Токарева. Добавив, что продаются в сети и некоторые категории непродовольственных товаров (косметика, бытовая химия, уголь, цветы), также закупаемых у местных.

В ходе работы над материалом мы обратились к своим производителям ТНП, чтобы они назвали основные сложности, которые возникают при работе с сетями. Чтобы работать с крупным ритейлером, компании обязательно должны оборудовать свою продукцию штрихкодами. И это в принципе не дорогая, но для многих достаточно трудоемкая операция. Второе — зачастую возникает необходимость самим доставлять продукцию на склады сетей, где нередко образовывается очередь из машин. А собственная логистика для мелких компаний — дорогое удовольствие. Третье — от поставщика требуется большой ассортимент товара. Четвертое, и самое страшное, — сети просят об отсрочке платежей, что для небольших компаний оказывается практически невыполнимым требованием.

«Объем и качество являются краеугольным камнем в сотрудничестве с местными товаропроизводителями, которые не всегда могут в полном объеме выполнять наши заказы. Зачастую их желание стать поставщиками Metro наталкивается на недостаточность собственных производственных мощностей», — комментирует Оксана Токарева. Действительно, многие местные игроки, выпускающие незамысловатый ширпотреб, — маленькие. В связи с чем они не могут обеспечить необходимые крупным сетям большие объемы поставок, их постоянство и стабильность, они не в состоянии расширять ассортимент и заниматься логистикой. «С местными поставщиками работать становится сложнее и сложнее, так как география наших магазинов очень велика — это Сибирь, Дальний Восток, Урал и Запад. А политика нашей компании такова, что основной ассортимент мы держим единым для магазинов разных регионов, управляя только количеством в зависимости от площади торгового зала. И уже сейчас цены поставщиков с учетом затраты логистики до уральских и западных магазинов становятся неконкурентными по отношению к поставщикам Москвы и Санкт-Петербурга», — говорит о проблемах местных компаний директор по закупкам компании «Посуда-центр» Ольга Кривченко.

Еще одно достаточно показательное мнение, цитируемое многими участниками рынка ТНП — «до сетей, пришедших к нам из Европы, зачастую просто не получается достучаться». «Конкурировать с «европейскими» производителями в принципе не так сложно, но нужно достучаться до управленцев сетями, ведь они к нам приходят из Москвы и Питера, и почему-то им проще и продукцию закупать там же, а потом везти ее сюда. А с местными производителями работать им не очень-то хочется. Приведу пример: нашу лейку продают в Auchan, но не мы ее туда поставляем, а у нас ее закупает одна фирма из европейской части и поставляет в эту сеть», — комментирует представитель новосибирского завода пластмасс «Юнис» Виталий Савич.

«Крупным федеральным торговым сетям, которые занимают сегодня около 20 процентов в общем объеме розничного товарооборота, выгоднее работать с крупными поставщиками, которые могут выдерживать высокие требования ритейлеров по ассортименту, объемам и срокам поставок, это позволяет значительно сокращать издержки и выстраивать эффективную закупочную политику. Активное развитие организованного ритейла, в том числе его региональная экспансия, стимулирует производителей FMCG (товаров повседневного спроса) к расширению географии, локализации мощностей на новых площадках. Одновременно высокие требования сетей мотивируют даже сравнительно небольших региональных производителей к совершенствованию бизнес-процессов, а также могут способствовать и увеличению производства за счет расширения каналов сбыта», — оценивает возможности сетей к стимулированию местного бизнеса Анна Мишутина. Но все это — теория, на практике сталкивающаяся с неприглядной для внутреннего рынка реальностью.

Это еще один вызов для региональных властей, постоянно декларирующих заботу о малом и среднем бизнесе. Чтобы доля местных производителей в ассортименте сетей росла, нужно стимулировать развитие местной же промышленности, ориентированной на внутренний рынок. Один из способов — помощь в формировании кооперационных цепочек. В продуктах питания они уже выстраиваются, но в секторе ТНП таких цепочек пока не появилось. Заниматься тазиками или стульями, действительно, не так престижно, как инновационными зонами, технопарками или большой индустрией. А потому подобных игроков, вынужденных самостоятельно пробиваться к успеху, власти обычно не замечают и не стимулируют.

Хотя что сложного — сформировать специализированные индустриальные парки, причем с ориентацией на местных производителей, а не на привлечение инвесторов извне, да еще желательно покрупнее. Например, на базе умерших или сжавшихся остатков советской индустрии. В городах Сибири таких опустевших «островов индустриализации» осталось достаточно. В таком случае и крупные торговые сети смогут подключиться к процессу и заказывать компаниям продукцию, например, под собственными марками. Или ту, которая пользуется спросом у покупателей, но до сих пор импортируется. Задача непростая, учитывая, что сектором ТНП в стране никогда серьезно не занимались. В приоритетах всегда были крупные стройки и большие проекты. Но ведь считать себя самодостаточной может не только та держава, которая выпускает тяжелую технику, но и та, граждане которой обустраивают свой быт отечественными товарами.

      Вы не можете комментировать. Для этого нужно зарегистрироваться или войти

      Прямой эфир

      NonFoodMarkets.ru © 2008−2022
      Рейтинг@Mail.ru